В мире MIDI клавиатур сегодня уже достаточно вариантов и моделей и по каким критериям выбирать, как сопоставить их с вашими целями и чем вы планируете заниматься. В этой статье я поясню на что нужно смотреть при выборе и что вам может действительно понадобиться в MIDI клавиатуре, если вы занимаетесь тем или иным направлением музыки.
MIDI клавиатура это такое устройство, которое естественным образом облегчит процесс создания музыки, ускорит обучение ее основам, как музыкальной грамоте да и просто выглядит ваше рабочее место согласитесь гораздо музыкальнее с этой штукой, что мотивирует как минимум сесть и творить, вместо того, чтобы запустить CS или Доту.
Я не специалист по MIDI клавиатурам и не перепробовал все существующие бренды и их модели, но на данный момент я опробовал разные классы данных устройств и кое-какой опыт имеется.
Теперь подробнее рассмотрим самые важные критерии и как их сопоставить с вашими целями и желаниями.
Не взвешенные, просто грубо говоря кнопки. Если вы не пианист, не фанат игры на рояле или фортепиано, вы простой продюсер, там битов, поп музыки, электронщицы и подобное – это будет максимально удобно и уместно. Играть быстрые партии и добиваться самого громкой отдачи по Velocity здесь проще. И даже по внешнему виду – это всегда такая картина в отличии от двух остальных типов.
Полу-взвешенные, что начинает быть похожим на фортепиано и акустические рояли, но так как это имитация молоточкового механизма, то это что-то среднее между кнопкой и клавишей рояля. И такой тип клавиш можно советовать более опытным продюсерам в музыке в целом, которым может быть важно динамика в живых инструментах, естественно, мы говорим про семплированные библиотеки семплеров, и это скорее всего в вашем случае KONTAKT.
Если Вам важна более глубокая отдача по Velocity – здесь она глубже, но если вы начинающий или профессиональный пианист – то все же лучше брать и привыкать сразу к полностью взвешенной системе. Если вы поп или электронный продюсер и просто хотите максимально классно и феерично отыгрывать Lead’ы, то тут вы можете столкнуться с небольшим дискомфортом, так как тут быстро играть естественно можно, но это немного труднее, поэтому в таком случае нужно брать не взвешенные клавиши MIDI.
Взвешенные, что полностью копирует механизм молоточка акустического рояля, но бьет по специальному сенсору, которые все преобразует в MIDI данные. И такое рекомендую для начинающих или профессиональных пианистов. Для синтезаторщиков это очень проблемный и неудобный вариант, если вы хотите отрываться на синтезированных тембрах – будет и сложно отыгрывать быстрые партии, да и действительно рояльная динамика там вообще не зачем.
И этой самый редкий тип в реализации на MIDI клавиатурах, это больше удел цифровых пианино, но конечно практически у каждого производителя MIDI клав, имеется моделька с таким типом механизма, что для полной эстетики еще и реализовывается с деревянными клавишами вместо пластика. И если вы планируете использовать MIDI клавиатуру со взвешенными клавишами как фортепиано, то вам скорее всего понадобиться дополнительные модули, подключаемые к клавиатуре – педали Sustain и Expression.
И многие даже достаточно опытные музыканты не до конца понимающие разницу между взвешенными и не взвешенными клавишами жалуются на то что по полу-взвешенным клавишам им приходиться практически бить чтобы получить громкое значение ноты – бить никого не нужно, в этом есть вся динамика, которая во многих ситуациях нужна, и тут сразу дам лайфхак пользователям FL Studio, если вас в друг не страивает текущая динамика вашей клавиатуры и вы хотите ее усилить либо ославить заходите в настройки MIDI вот в это окно и нам нужна вот эта строка и такая кнопка – потянув эту зависимость вверх и вниз и поиграв на клавишах – вы поймете о чем я и пользуйтесь на здоровье.
Не маловажный фактор, касающийся клавиш, это само исполнения и качество клавиш + механизма.
Опять же. Если отбросить исполнение их из древесины и полностью взвешенных клавиш – для полной имитации фортепиано, то разница между бюджетными и клавиатурами подороже во многом случае будет чувствоваться. У дешевых клавиатур опытному глазу и рукам будет понятно, что и простые нажатия громче и чуть больший ход в стороны и само нажатие – ну простое нажатие по кнопке, но даже если сравнивать 2 не взвешенные клавиатуры – казалось бы и там и там простые кнопки – то небольшая тактильная разница, но будет. Да и даже форма к примеру тех же клавиш, может отличаться.
Такие бренды как Novation, Native Instruments и Arturia парятся на счет таких мелочей и им важно чтобы вам было и приятно, и комфортно, и вот к примеру, Arturia она специализируется на аналоговых машинах и синтезаторах и естественно, что касается клавиш и их исполнения здесь полный шик и при нажатии здесь чувствуется вся нежность мира в одном коробочке.
Размеры по привычным стандартам делаться вот так:
Вы также встретите не совсем стандартные кол-ва, по типу 37 или 73 клавиши, но это редкость.
Что брать себе нужно опять же смотреть на цели и сколько у вас места на рабочем столе:
Дополнения — это всегда приятно. Но когда я начинал мои средства были максимально ограничены, а клавиши хоть какие-то хотелось и поэтому в супер-урезанном бюджете лучше взять простую «мыльницу», где будут клавиши, пару кнопок переключения октав + возможно транспонирования и две колеса, модуляции, которое можно к чему угодно уже привязать в проекте и модулировать и питч колесо, которое конечно предназначено в идеале для высоты тона. Так как у него есть якорение к центральному положению.
Если для вас важны дополнения, то все так же зависит от целей и этих самых плюшек, вот что может быть в дополнении с клавиатурой:
Дополнительные контроллеры в виде фейдеров, нобов и кнопок в определенном кол-ве.
Drum Pad, что может быть важно, если свободная игра и продумывание ритм секций для вас играет большую роль.
Также, это могут быть приятные дополнения в виде панели синхронизации с вашим проектом, либо другим интерфейсом, что как я попользовался и проверил приходиться очень полезным, если клавиатура расположена эргономично и ближе чем мышь, ну как в этом случае, в другом случае это может быть спорный момент и дело привычки.
Чтобы комфортно исполнять на клавишах, нужно также понимать, что у в цифровом мире секвенсоров существует такое понятие, как «задержка аудио сигнала» и что вы должны чувствовать себя комфортно при игре на клавишах Pad’ах или управляя другими MIDI контроллерами, поэтому важно убедиться, что задержка в настройках размера буфера стоит максимум 256, при ней уже чувствуется слабый дискомфорт и при реализации быстрых пассажей на клавишных можно немного запутаться, в идеале нужно 128 семплов или менее.
Игра вживую на нескольких контроллерах
Если на клавиатуре одновременно с клавишами есть и Drum Pad, это можно использовать максимально креативно в проектах FL Studio, линкуя тот элемент, который вам удобнее управлять только с Drum Pad к Drum Pad, а какой-то синт или живой инструмент к клавиатуре – чтобы была возможность креативить вживую одновременно управляя двумя, а то и более инструментами, смотря сколько вы их привяжете к каждому контроллеру.
Если же у Вас несколько контроллеров, то в FL Studio естественно можно привязать каждый канал к определенному контроллеру.
Быстрая импровизация на любимых аккордах
Что мне понравилось в таких клавишах, не смотря на небольшой минус того, что размер Pad немного недотягивает до максимально комфортного, но на самом деле к такому почему-то удивительно быстро привыкаешь, это то, что здесь есть функция Chord Memory, не вдаваясь куда-то там в настройку и привязку этих аккордов внутри проекта, можно прямо на клавиатуре, таким движением привязать какие хочешь аккорды к нужным Pad, просто жмем аккорд потом жмем Pad, все готово.
Мне это оказалось полезным, и это вы найдете полезным если, вы пишите House музыку, или кстати любой жанр электронной музыки с припиской Future, а также это очень полезная фича для битмейкеров, где на клавиши нажимать то уже и не нужно.
Управление секвенсором с панели клавиатуры
Что может быть удобно, это наличие рабочей панели и кнопок управления вашим хостом, то есть секвенсором, это может быть удобно, только если эргономика вашего рабочего места сопутствует этому удобству. И вам не приходиться дальше тянутся к этим кнопкам MIDI клавиатуры, чем до мышки. Что очень удобно.
Креативное применение фейдеров и нобов
В творческом процессе даже с одним колесом модуляции можно натворить много чудес, привязывая его к чему угодно и экспериментируя в игре на клавиатуре.
Но когда у Вас есть больше дополнительных контроллеров, кнопок, фейдеров и ручек – то открывается дорога в достаточно глубокий саунд-дизайн и эксперименты, но тут и заблудиться становиться проще.
Все фейдеры, кнопки и ручки должны служить для выполнения наиболее важных и частых для Вас целей, и в случае с саунд дизайном, то есть модуляцией звуковых параметров в синтезе или обработке, это скорее всего будут те вещи что больше всего влияют на изменение тембра в первую очередь фильтры, унисон, формы огибающих, переключение тембра, влияние эффектов обработки и тому подобные вещи.
У меня есть пара проектов, где я к своим любимым синтам уже организовал привязку нужных мне фейдеров, кнопок и ручек, чтобы устраивать иногда такие экспериментальные сессия саунд-дизайна.
Выводы
Надеюсь после всего перечисленного у вас сложилась картина и вы можете трезво взвесить ваши цели и как они должны коррелировать с конкретной моделью MIDI клавиатуры, так как важно понимать самый первый фактор, который я назвал в самом начале:
На каком этапе Вы сейчас находитесь (начинающий, любитель или профессионал) и нужен ли Вам сильно напичканный аппарат в этом смысле, если, например, бюджет не бесконечный.
Если же средства не сильно ограничены и уверены, что с музыкой вы не расстанетесь – естественно будет даже лучше взять хороший и вариант MIDI клавиатуры с обвесами и дополнительными функциями помимо самих клавиш.
Ну а если вы совсем-совсем начинающий и просто пробуете себя в музыке, то тут не стоит сразу бежать и приобретать клавиатуру – попробуйте просто познать азы музыки и ее создания, чтобы убедиться, что вы направлены стремительно к любительскому уровню, и тогда можно будет взять что вашим рукам будет угодно.
Надеюсь, что ответил на многие ваши вопросы касательно MIDI клавиатур, как с ними обращаться и как стоит подходить к их выбору.
С Вами был Paul Wallen, увидимся.
Всем привет! Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня, мы поговорим о «реверберации», узнаем какие её виды существуют, для чего применяют данный эффект в обработке, и также, я кратко расскажу какие основные параметры могут Вас встретить в данных плагинах. Реверберация — это отражение звукового сигнала в замкнутом пространстве с некоторым количеством […]
Всем привет, Вы на канале FL Studio Pro, и я Nelson Norman. Сегодня, я расскажу, что такое «сатурация», где применяют данную обработку, какие виды «сатурации» бывают и коротко посмотрим на самые популярные плагины-сатураторы. Поехали! Итак, что такое «сатурация»? Сатурация — это насыщение аудио сигнала новыми гармониками, с целью добавления яркости, насыщения и «теплоты» звучания. Придуманы […]
Всем привет, Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня я расскажу Вам о таком устройстве частотной обработки как «эквалайзер». Вы узнаете для чего применяется эквалайзер, какие бывают их разновидности, а также способы применения этих самых устройств в «цифровом мире» аудио. Поехали! Для начала давайте определимся, что же такое «эквалайзер»? Эквалайзер — […]
Всем привет, я Nelson Norman и это проект FL Studio PRO. Сегодня мы затронем самый задаваемый вопрос, как от новичков, так и от более-менее опытных продюсеров: «Какой ПК нужен для комфортной работы в FL Studio?», и даже скажу большее, сегодня мы постараемся собрать несколько «бюджетных» ПК, на которых будет комфортно работать еще не один год, […]