НАЙТИ НА САЙТЕ:

Что такое сатураторы и для чего они нужны?

Что_такое_сатурация_и_где_её_применяют

Всем привет, Вы на канале FL Studio Pro, и я Nelson Norman.
Сегодня, я расскажу, что такое «сатурация», где применяют данную обработку, какие виды «сатурации» бывают и коротко посмотрим на самые популярные плагины-сатураторы.
Поехали!

Итак, что такое «сатурация»?

Сатурация — это насыщение аудио сигнала новыми гармониками, с целью добавления яркости, насыщения и «теплоты» звучания.
Придуманы плагины-сатураторы были по причине прихода «цифровой» эпохи, ведь раньше музыканты пропускали свой записанный аудио сигнал через «ламповые усилители», записывали звук на «магнитно-ленточные проигрыватели» и пропускали через катушки «трансформаторов», таким образом получая приятные искажения в своём звуке, за счёт добавления новых гармоник.

С приходом «цифрового» оборудования звук стал менее живым и более холодным, и уже не имел такого разнообразия в характере звучания и именно по этой причине появились такие типы программных плагинов, как сатураторы, чтобы вернуть ту самую «теплоту» и чувство насыщения звука.
При сатурации аудио сигнала в его спектр добавляются новые гармоники, и они бывают только двух видов, в зависимости от типа сатурации (часто это завязано на эмуляции различных приборов и проигрывателей):

Чётные гармоники — добавляют «теплоты» и «объёма» звуку, применение этих гармоник в современной электронной и поп музыке самое обширное, чему не хватает «музыкальности», «тепла» и объема, тем элементам всегда можно подкинуть такого насыщения. Мастер обработка для обогащения спектра всегда примет такие гармоники.

Нечётные гармоники — добавляют «прозрачность» и «читаемость». Эти гармоники характеризуются как менее музыкальные и их цель скорее более грязные искажения, и тут все дело ситуации и может быть иногда даже жанра. Более агрессивные жанры и главные инструменты в композициях такого жанра могут очень положительно принять сатурацию этими гармониками. Такую также обработку стоит применять на «групповых каналах» будь то перкуссия или звук, который требует немного «грязи» или «презенса» в своём звучании. Также, стоит пробовать применять насыщение такими гармониками на мастер канале для обогащения и насыщения всего микса.

Как понять, когда генерируются «чётные», а когда «нечётные» гармоники?

Всё очень просто, возьмем для примера звук частотой 100 Hz:

Откроем Ozone Exciter, и выберем режим Warm (который как раз генерирует именно четные гармоники относительно имеющегося спектра) и максимально подмешаем его к нашему звуку, теперь смотрим на спектр:

Обратите внимание, каким образом генерируются «чётные» гармоники, у нас есть звук частотой 100 Hz и это основная гармоника, всё что находится справа от основной гармоники – это искусственно сгенерированные гармоники. Как мы видим на изображении, они имеют свою последовательность, но при этом появляются они только на четных величинах от основной гармоники (200,400,600 и так далее), вычисляется все это очень просто:

Основная гармоника умножается на чётное число по примеру: 100*2= получаем 200 Hz – это наша первая сгенерированная гармоника, далее 100*4=400 Hz – это вторая сгенерированная гармоника, а третья гармоника будет 600 Hz, так как 100*6=600 Hz.
Иначе говоря, частота основной гармоники умножается на чётное число 2, 4, 6, 8 т.д.

В случае с генерированием нечётных гармоник, принцип такой же, только основная частота умножается на нечётное число, к примеру, на 3, 5, 7, 9 и т.д.
На рисунке выше, наша частота в 100 Hz умножается на 3 и в итоге первая сгенерированная гармоника будет на частоте 300 Hz, вторая по расчёту 100*5=500 Hz, а третья 100*7=700 Hz и так далее…

Теперь давайте посмотрим более детально на виды сатурации, которые могут вам повстречаться в современных плагинах такого типа:

  • Analog — эмулирует звук нечётных гармоник транзисторного типа, придавая вашему звуку управляемую зернистость;
  • Retro — основан на характеристиках транзисторных усилителей, с медленно затухающим рядом нечётных гармоник;
  • Tape — эмуляция ленточного проигрывателя, обеспечивает более яркую насыщенность звучания из-за нечетных гармоник с плавным затуханием, обнаруживаемых при насыщении аналоговой ленты;
  • Tube — эмуляция лампового усилителя, характеризуется “тональным” усилением с акцентом на динамические всплески или переходящие транзиенты при этом имеет как «чётные» так и «нечётные» гармоники;
  • Warm — генерирует только чётные гармоники для усиления основного тона, тем самым «утепляет» и «уплотняет» звук, при этом генерируемые гармоники быстро затухают;
  • Triode — cмоделирован по схеме лампы 12AX7 для реалистичного аналогового «тепла», но использует только половину мощности этой самой лампы для более тонкого овердрайва, чем следующий режим Dual Triode;
  • Dual Triode — использует полную схему лампы 12AX7, вводя более выраженный овердрайв с более теплым тоном.

Правил по выбору отдельно для каждого звука нет, поэтому старайтесь экспериментировать, работая с сатураторами в самых различных ситуациях.

А теперь, настало самое интересное, я расскажу о трёх моих любимых плагинах-сатураторах, с которыми я работаю на сегодняшний день, поехали!
Первым на очереди у меня будет плагин от компании iZotope Ozone под названием «Exciter». И бывалые продюсеры сейчас удивятся, почему именно этот плагин будет первым, ведь есть Saturn 2 от Fab-Filter, но я сейчас все поясню…

Мне нравится данный сатуратор из-за своей простоты. Да, по функционалу он может проигрывать Saturn 2, у него нет опции пост-эквализации, нет модуляций и прочих «плюшек», которые есть в новом сатураторе от Fab-Filter, но он максимально интуитивный среди своих собратьев.

В нем имеются:
— все основные виды сатурации;
— многополосный режим;
— из ручек всего лишь Amount — сила искажений и ручка Mix — степень примешивания, именно поэтому он будет понятен даже новичку;
— также Mid/Side режим, для независимого насыщения Моно- или же только Стерео-сигнала;

Второй на очереди – монстр среди сатураторов Saturn 2 от компании Fab-Filter:

Среди всех сатураторов, которые сейчас есть на рынке именно этот самый функциональный и самый богатый на огромное количество типов сатурации, давайте взглянем более детально:

— у «Сатурна» есть многополосный режим, позволяющий работать более детально с каждой частотой (здесь 6 полос, в отличие от Ozone Exciter, там их только 4);
— есть ручка панорамирования сигнала для каждой полосы, иначе говоря, Вы можете обрабатывать или левый, или правый канал, в зависимости от Ваших предпочтений;
— также в наличии имеется встроенный эквалайзер, и есть возможность подчеркнуть определенный участок;
— имеется ручка «Dynamics» — она позволяет добавить звуку сустейна, или же наоборот максимально убрать его;
— присутствует орган «Модуляции» для автоматизации параметров самого сатуратора;
— большое количество типов сатурации, присутствуют как все основные, так и уже более модифицированные их типы;
— есть Mid/Side режим, как и полагается в современных плагинах;
— и самое главное, это поддержка линейно фазового режима, а также, огромнейшего количества готовых пресетов для вашего универсального применения.

И третий на очереди, сатуратор с которым я познакомился совсем недавно, но уже уверенно могу сказать, что буду часто его использовать — это плагин от компании Brainworx «Vertigo VSM- 3».

Данный сатуратор примечателен тем, что в нем Вы можете

— регулировать количество как чётных, так и нечётных гармоник независимо друг от друга;
— выбирать какую составляющую вы будете насыщать, будь то L/ R (левый и правый канал сразу, по отдельности выбрать либо правый, либо левый нельзя), Mid (моно) или Side (стерео) независимо от типа «гармоник»;
— в плане многополосности здесь немного иначе, чем у его собратьев выше, тут Вы просто можете выбрать заранее предопределенный диапазон: Low (низкую частоту- 10- 120Hz), Mid (среднюю частоту- 120-1.5kHz), HiMid (высокую середину- 800- 4kHz), High (высокую частоту- 4kHz- 20kHz), Full (от 120Hz до 20kHz) и режим для мастер-канала, где затрагивается вся полоса частот от 10Hz до 20kHz;
— огромным преимуществом данного сатуратора является то, что Вы можете услышать отдельно как чётные, так и «нечетные» гармоники, при этом просто выключая основной сигнал из-за присутствия окна «Мониторинга», там же, для каждого типа гармоник можно выбрать отдельно как Mid, так и Side сигнал для более детального слухового анализа.

Но, если Вам не обязательна «многополосность» для сатурации, и просто нет возможности приобрести плагины, которые были упомянуты выше, Вы всегда можете найти БЕСПЛАТНУЮ альтернативу, не уступающую по качеству дорогим приборам, например:

Ferric TDS от компании Variety Of Sound

Ferric TDS – эмулирует мягкое насыщение катушечных магнитофонов, и помимо этого имеет при себе ручку для работы с динамикой, ручку сатурации и встроенный лимитер.
Скачать можно по ССЫЛКЕ

NastyVCS от Variety Of Sound

NastyVCS— ламповый сатуратор, имеющий при себе еще и функции компрессора, эквалайзера и лимитера.
Скачать можно по ССЫЛКЕ

IVGI от Klanghelm

Данный сатуратор очень часто можно увидеть у зарубежных звукорежиссёров, он может сделать Ваш звук примечательно «мягким» или же наоборот достаточно «грубым», максимально универсальный, а главное БЕСПЛАТНЫЙ плагин.
Скачать можно по ССЫЛКЕ

Ну что ж, подводя итоги хочется сказать, что для тех, кто не знал о таком приборе как «сатуратор», сегодня появилась возможность «пощупать» эти приборы, и они точно не будут лишними в Вашей коллекции плагинов, а самое главное, если умело применять каждый режим сатурации, то ваш продакшн и качество миксов повыситься многократно.

Возможно, кому-то из нас просто не хватало именно этого самого «насыщения», и именно поэтому Лиды в треках звучали тускло, Бас терялся на фоне других инструментов, вокал не был таким уверенным, а весь микс не был раскрыт до конца.

Надеюсь, я максимально помог Вам понять, что же такое эта сатурация, для чего она нужна и где её можно и нужно применять. Ну а использовать данный тип плагинов или нет, решать, как всегда, только Вам.
С Вами был канал FL Studio PRO, и я Nelson Norman, до скорого!

поделись этим с друзьями или сохрани к себе:

что почитать?

Что такое реверберация и какие виды Reverb плагинов существуют

Всем привет! Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня, мы поговорим о «реверберации», узнаем какие её виды существуют, для чего применяют данный эффект в обработке, и также, я кратко расскажу какие основные параметры могут Вас встретить в данных плагинах. Реверберация — это отражение звукового сигнала в замкнутом пространстве с некоторым количеством […]

Что такое сатураторы и для чего они нужны?

Всем привет, Вы на канале FL Studio Pro, и я Nelson Norman. Сегодня, я расскажу, что такое «сатурация», где применяют данную обработку, какие виды «сатурации» бывают и коротко посмотрим на самые популярные плагины-сатураторы. Поехали! Итак, что такое «сатурация»? Сатурация — это насыщение аудио сигнала новыми гармониками, с целью добавления яркости, насыщения и «теплоты» звучания. Придуманы […]

Какие виды эквалайзеров существуют и как они влияют на звук

Всем привет, Вы на канале FL Studio PRO, и я Nelson Norman. Сегодня я расскажу Вам о таком устройстве частотной обработки как «эквалайзер». Вы узнаете для чего применяется эквалайзер, какие бывают их разновидности, а также способы применения этих самых устройств в «цифровом мире» аудио. Поехали! Для начала давайте определимся, что же такое «эквалайзер»? Эквалайзер — […]

Собираем бюджетный ПК для работы в FL Studio 20 в 2021

Всем привет, я Nelson Norman и это проект FL Studio PRO. Сегодня мы затронем самый задаваемый вопрос, как от новичков, так и от более-менее опытных продюсеров: «Какой ПК нужен для комфортной работы в FL Studio?», и даже скажу большее, сегодня мы постараемся собрать несколько «бюджетных» ПК, на которых будет комфортно работать еще не один год, […]

получай свежие уроки каждую неделю прямо себе на почту
Наверх